Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Возвращенная усадьба

Текст - Елена Красильникова. Фоторепортаж - Алим Алимурадов

 

25 марта студенты и преподаватели Тверской ГСХА в рамках проекта «Мир русской усадьбы» совершили экскурсию в необычную «возвращенную» усадьбу.
Сегодня, в условиях кризиса культуры, больше принято говорить об утраченных ценностях, о разрушенных исторических памятниках, о разоренных русских усадьбах. В такое тревожное время очень приятно услышать о возвращенной дворянской усадьбе. А если эта усадьба расположена на нашей тверской земле, то это слышать вдвойне приятно! Именно такой дворянской усадьбой стала усадьба княжеского рода Куракиных – Степановское-Волόсово, расположившееся в деревне Волосово Зубцовского района Тверской области на правом берегу реки Шόша (притока Волги), при впадении в неё Люкшинского ручья. Ее бы ожидала такая же драматическая судьба, какая постигла многие тверские усадьбы, если бы не один столичный финансист, Сергей Васильев, купивший на аукционе земли, которые принадлежали старинной усадьбе. Он мог бы построить в этом месте для себя новую усадьбу-дворец, но он поступил иначе. Бизнесмен решил восстановить заброшенный памятник культурного наследия, создать музей дворянской культуры! Вот такие бывают в наше время бизнесмены, новые Третьяковы, Мамонтовы, Дягилевы.
Посещение знаковых памятных мест тверского края всегда полезно и увлекательно. Но особой привлекательностью обладает, на наш взгляд, посещение «возвращенного» знакового памятника, встреча с тем, что мы, может быть, никогда не увидели и не узнали, если бы не счастливый случай. Именно такой случай произошел с усадьбой Степановское-Волосово, усадьбой дворянского рода Куракиных…
По фамильному преданию, тверские вотчины принадлежали Куракиным еще со времени присоединения Твери к Москве в начале XVI века. Русский княжеский род Куракиных, ведущий свою родословную от самих Гедиминовичей, принадлежал к знатнейшим фамилиям Московского, Русского государства и Российской империи. Род, у истоков которого стоял — князь Андрейко Курака, был немногочисленным, но очень известным и уважаемым. В XVIII веке почти все Куракины состояли на дипломатической службе, занимали высокие государственные посты. Подобно всем русским дворянам, Куракины строили свои имения, создавали свои родовые дворянские гнезда
Одно из них Степановское – Волосово, создавалось тремя поколениями Куракиных.
Первое поколение представляет Степан Борисович Куракин (1754—1805), русский офицер и чиновник, один из основателей Английского клуба, действительный тайный советник. В соответствии с духом своего времени, он вёл роскошный образ жизни, любил принимать гостей. Славился своими гастрономическими обедами и ужинами. Однако это не сказывалось на его состоянии: он умело вёл дела, был расчётливым и опытным хозяином, получая большие доходы, не притесняя своих крестьян.
При нём началось строительство нового имения в сельце Волосово. По имени этого князя усадьба получила второе название — Степановское. Закладка главного дома в Степановском произошла между 1792 и 1798 годами. Но достроить господский дом Степану Борисовичу не удалось. Он скончался в июле 1805 года. А имение перешло его брату — Александру Борисовичу Куракину
По славе и известности А.Б. Куракин превзошел своего брата! Русский дипломат, вице-канцлер, член Государственного совета, действительный статский советник. Племянник канцлера Никиты Панина (второго человека в государстве после императрицы Екатерины II) Александр Борисович получил отличное образование, окончил Лейденский университет и сделал блистательную карьеру. «Бриллиантовый князь» Александр Куракин был ближайшим человеком цесаревича Павла Петровича. Современники отмечали, что наследник был весьма привязан к нему, называя его своею «душою». Только один раз он попал в немилость к Екатерине II и был сослан в Пензенскую губернию, где отстроил свое родовое имение Надеждино. Там он прожил восемь лет жизнью богатого русского барина. Даже в уединении он поддерживал переписку с царственным своим другом, выписывал из-за границы книги и составил отлично подобранную библиотеку.
Несмотря на привязанность к пензенской усадьбе, Александр Борисович уделял внимание и тверской усадьбе в Волосово. Так, он решил достроить каменный барский дом в стиле классицизма. Однако из-за отъезда князя за границу работы в усадьбе продвигались медленно.
После смерти Александра Борисовича в 1818 году имение перешло к его племяннику Борису Алексеевичу Куракину (1783—1850). Оставшись единственным представителем рода Куракиных, он сосредоточил в руках огромное состояние с множеством имений. Своё время и средства он пустил на их обустройство и украшение. Одним из любимых имений становится усадьба Волосово.
Именно при нём развернулись большие строительные работы и усадьба приобрела законченный вид. «…Невдалеке от барского дома он выстроил целый городок, с театром, каланчой, обелисками, шлагбаумами…», активно благоустраивал парк и пруды. К югу от дома были поставлены два белокаменных обелиска с металлической оградой, отмечавшие границу парадного двора и оформлявшие главный въезд на парадный двор перед домом. По центральной оси въезда на парадный двор, в южной части парка, прямо перед главным домом, воздвигли третий обелиск — в честь Александра I.
Вплоть до Октябрьской революции в главном доме продолжали сохраняться княжеский архив, библиотека, коллекции картин, минералов. С национализацией имения в 1918 году часть княжеских коллекций, архив и библиотеку передали в Тверь и Москву, при этом много было расхищено и погибло. Сильно пострадала усадьба во время Великой Отечественной войны и в последующие за тем годы. С начала 1960-х до середины 1990-х здесь размещался психиатрическая больница. Так бы и закончилась история некогда знаменитой Куракинской усадьбы, если бы не тот случай, с которого мы начали свой рассказ. Получается история об этой утраченной и возвращенной усадьбе имеет счастливый конец! И эта история очень обнадеживает…