Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Чудеса Гжели

18 марта, в день еще больше приблизивший весну, мы, студенты и преподаватели Тверской ГСХА, отправились в одно из самых чудесных мест России – Гжель. Нашу поездку мы посвятили прошедшему году народного искусства и нематериального культурного наследия России. Год канул в Лету, а народное искусство остается с нами, продолжая завораживать своими чудесами, возвращая нас к глубинным истокам русской культуры. Одним из таких чудес стала Гжель!

 

Гжель – это русский народный промысел, вид росписи, относящийся к бело-голубой керамике, хорошо знакомой каждому русскому человеку. А еще Гжель — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». Расположился этот прекрасный «куст» примерно в 60 километрах от Москвы.

 

Издавна деревня Гжель славилась своими глинами. Сам Михаил Васильевич Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, когда-то писал о них: «…Едва ли есть земля самая чистая, кою химики девственницею называют, такова у нас гжельская…, которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав необычно белой фаянсовой массы. Там же около 1800 – 1804 годов один из них основал первый фарфоровый завод, прославивший фарфоровое производство Гжели. Спустя тридцать лет здесь работало более 50 заводов и 30 живописных мастерских.

Время шло, мастера оттачивали и совершенствовали работу. К середине XIX века они начали производить фарфоровые изделия в той форме, которую мы привыкли видеть сейчас: лаконичные, изящные, на первый взгляд очень нежные, но при этом устойчивые к воде и газу.

 

Но когда появились узнаваемые гжельские синие узоры? Известно, что в начале гжель была разноцветной, до того момента, пока в XIX веке из Азии пришла мода на использование кобальта. Окись кобальта считалась единственной краской, которая выдерживает (не выгорает) высокие температуры обжига. Рациональный выбор практичной краски, обернулся неожиданным результатом. Синие росписи на белом фоне керамических изделий – стали национальным символом России.

 

В XX веке мастерами был создан специальный атлас мазков для унификации бело-голубого стиля изделий Гжели. Были утверждены и классические мотивы гжельской росписи: сюжеты, орнамент, животный мир, растения.

 

Сегодня Гжель остается одним из самых старинных промыслов нашей страны, и вместе с тем самым популярным и востребованным. И еще: гжельские изделия эксклюзивны. Если вы купили одну тарелочку, то знайте, второй такой не найти. Ведь вручную создаются только уникальные вещи… И это хорошо знали наши студенты и преподаватели, увозя с собой чудесные изделия народного промысла гжельской земли.

 

Елена Красильникова

Фоторепортаж