Новости Культурно-просветительского центра. Москва златоглавая

Текст, фото - Елена Красильникова

 

 Златоглавая, Первопрестольная, Третий Рим – как ни называй ее, Москва останется Москвой – городом, сотканным из противоречий, городом, к которому трудно остаться равнодушным. 20 ноября мы, студенты и преподаватели ТГСХА, отправились в город, воспетый русскими поэтами и писателями. В их числе Александр Николаевич Островский – поистине московский драматург. Современники называли его “Колумбом Замоскворечья”, да и сам он о себе говорил: “Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам”. Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: “Москва – патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники… В Москве все русское становится понятнее и дороже…”

 

Москва богата историческими достопримечательностями и культурными памятниками. Особую силу и красоту ей придают театры и музеи. А потому знакомство с Златоглавой мы решили начать с посещения музея и театра. Отсюда и название нашей поездки: «Москва Златоглавая. Музей+Театр».

 

Когда-то тот же русский драматург Александр Николаевич Островский заметил: «…национальные театры есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии, университеты, музеи». Драматург имел в виду духовную состоятельность нации, ее культурную зрелость, значимость, дающую возможность каждому гражданину чувствовать свою причастность к своей культуре, возможность гордиться ею, а значит и собой. Появление музеев в стране – важный показатель национальной зрелости, культурной состоятельности народа и его цивилизации.

 

Сегодня в стране насчитывается 2809 музеев. Число впечатляющее…

 

Только в одной Москве златоглавой сегодня насчитывается более 400 музеев! Особое, знаковое место для всей русской культуры принадлежит Государственному историческому музею. Создание этого музея стало одновременно и выполнением заказа императорского двора и отражением потребности российского народа в учреждении, которое бы показало исторические достижения страны, формировало бы гражданские ценности, столь необходимые для поддержания мощи и силы государства.

 

Исторический музей основан в 1872 году. В 2022 году музей, ставший в полном смысле слова национальным музеем, отметил свой 150-летний юбилей! Возраст для музея солидный. За эти годы, пришедшиеся на сложный для страны и мира XX век, много чего произошло в жизни музея. Но суть его осталась прежней – сохранение истории России, формирование исторического сознания ее граждан.

 

На двух этажах в 39 залах представлена история России с древнейших времен до начала XX века. Экспозиция начинается на втором этаже. Она посвящена первобытному обществу, Древней Руси, раздробленности, борьбе с иноземными захватчиками, объединению России, культуре, освоению Сибири. На третьем этаже показана Россия, начиная с эпохи Петра I: политика, культура, экономика Российской империи. Одна часть студентов отправилась на экскурсию в Древнюю Русь, другая – погрузилась в эпоху Российской империи. Для многих из нас это стало началом бесконечного диалога с историей, началом формирования сознания, способного противостоять соблазнам массовой культуры.

 

Вместе с музеем работу с нашим сознанием по формированию мировоззрения, гражданских и духовных ценностей осуществляет театр! А потому после посещения музея мы отправились туда.

 

Особую роль в создании репертуара русского театра сыграл Александр Николаевич Островский. Его пьесы принесли одному из ведущих московских театров – Малому театру неофициальное название «Дом Островского». Все его 48 пьес были поставлены там. Среди них «В чужом пиру похмелье», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не все коту масленица», «Без вины виноватые», «Гроза» и т.д. А также знаменитые пьесы – «Бесприданница» и «Бешеные деньги». Поставленные на сцене Малого театра, пьесы Островского разошлись по всей театральной Москве, прочно укрепившись в репертуаре всех московских театров. А их в современной Москве насчитывается более 150! Это и классические театры с солидной историей, и молодые театры, актерские студии.

 

На этот раз мы в очередной раз отправились в молодой театр, соединивший классическую драматургию с авторским искусством – Московский губернский, начавший свое существование в 2013 году.

 

За 9 сезонов Губернский театр обогатил свою афишу рекордным количеством спектаклей: более 40 новых названий появилось на его Большой и Малой сценах, среди них заметную роль играет классика и современная драматургия. И, конечно, в репертуаре этого театра нашли достойное место пьесы А. Н. Островского, пьесы, отражающие жизнь Москвы златоглавой, со всеми ее историческими и бытовыми особенностями, с колоритными персонажами купеческой Москвы XIX века. Нам повезло стать зрителями комедии «На всякого мудреца довольно простоты».

 

Эта комедия представляет собой возобновленную версию легендарного спектакля Олега Табакова, который с успехом шел в репертуаре «Табакерки» более 15 лет (1997-2014). «Мудрец» полюбился зрителям благодаря прекрасному актерскому ансамблю, который ярко, искрометно, с наслаждением исследовал хитросплетения комедии Островского. Роль Глумова в спектакле исполнял один из самых знаменитых учеников Табакова – Сергей Безруков. Последний сезон он отыграл этот спектакль уже будучи художественным руководителем Московского губернского театра, на его сцене. Олег Павлович лично присутствовал на спектакле, когда он впервые игрался на сцене МГТ, и у всех присутствующих было ощущение, что с появлением на этих подмостках легендарного спектакля в театре в Кузьминках придут долгожданные аншлаги и успех.

 

Спустя годы в память о своем Учителе Сергей Безруков решил восстановить этот спектакль Табакова в авторском рисунке, в сценографии Боровского, но уже с артистами Губернского театра.

 

Музей+Театр… Сохранят ли они прежнюю актуальность и востребованность? Престижно (модно) ли сегодня посещать музеи и театры? Число посетителей особенно столичных музеев и театров, с одной стороны, не должно вызывать беспокойства. Вместе с тем у них появился сильный конкурент – интернет, который бросает вызов всем традиционным формам культуры, включая музей с театром. И это сегодня становится приметой времени, приметой массовой культуры. Какова будет судьба важных компонентов культуры – музея и театра, – покажет время…