Image

тверская государственная
сельскохозяйственная академия

телефон для связи: (4822) 53-12 36, 53-12 32
Приемная комиссия: (4822) 53-14-31
г.Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), д. 7

Погружение в средневековье

Текст - Елена Красильникова. Фоторепортаж - Мурад Адылов

 

27 ноября студенты и преподаватели Тверской ГСХА отправились на экскурсию в «средневековье». Программа путешествия включала посещение Новодевичьего монастыря и просмотр комедии Шекспира «Много шума из ничего». Выбор не случаен. Монастырь – яркое отражение религиозной сущности средневековой культуры, а театр Шекспира – финальный аккорд средневековья, кульминация европейской культуры, прозванная ренессансом.

 

Средневековье – одна из самых неоднозначных эпох в истории европейской культуры. Одни ее называли мрачным тысячелетием, провалом в истории европейской культуры, другие прославляли эпоху рыцарства, обернувшуюся Возрождением. Это время далеко стоит от нас. Мы можем доверять или не доверять архивным документам, научным комментариям. Но ясно одно: объяснение в том, какими мы стали сегодня, содержится в том числе и в средневековой культуре. Значит, чтобы понять, кто мы, люди XXI столетия, надо «погрузиться в средневековье»…

 

Что может стать визитной карточкой Средневековой культуры? Прежде всего, то, что связано с религией.

 

Религию можно понимать и как особый тип сознания, образ жизни, обустроенный по определенным правилам, нормам, и как определенную систему религиозных институтов, организаций. Одной из форм русской церкви как сложного института является монастырь. В один из таких монастырей мы и отправились.

 

Московский Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь был основан великим князем Василием III 13 мая 1524 года в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Место для обители было выбрано в излучине Москвы-реки, в трёх верстах от Московского Кремля. На устроение обители князь пожаловал 3 000 рублей серебром, дворцовые сёла, земельные угодья и даровал ей «несудимые грамоты», которые освобождали монастырь от податей в казну.

 

В первые годы существования Новодевичьего монастыря постриг в нем принимали представительницы знатных родов. Так, В январе 1598 года, на девятый день после смерти мужа — царя Фёдора I Иоанновича из Кремля в монастырь переселяется его вдова — царица Ирина Фёдоровна Годунова (в иночестве Александра), являющаяся в то время единственной наследницей престола. В 1610 году, после отхода поляков от Троице-Сергиевой лавры, в монастыре обосновались царевна Ксения Борисовна Годунова (в иночестве Ольга), дочь царя Бориса Годунова и Марии Григорьевны Скуратовой-Бельской, постриженная в Горицком монастыре, и Мария Старицкая (в иночестве Марфа), дочь Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата царя Ивана Грозного, считавшаяся ближайшей наследницей московского престола. В Новодевичьем приняла постриг дочь царя Михаила Феодоровича царевна Татьяна, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия. Для многих Новодевичий стал темницей. Сюда в 1689 г. по приказу Петра I была заточена царевна Софья — насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны после стрелецкого бунта. Позже в монастырь были заточены её сёстры.

В Смутное время монастырь подвергся разорению, но с воцарением Михаила Фёдоровича Романова началось его восстановление. Так, к 1650-м годам разорённый монастырь был очищен, восстановлен и укреплён. Сам патриарх Никон, показывая его Антиохийскому патриарху Макарию III, утверждал, что на Руси не найдётся монастыря богаче этого.

 

После Октябрьской революции в 1917—1918 годах монастырь был фактически упразднён. И только 22 марта 2010 года Новодевичий монастырь передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI—XVII веках, с тех пор не претерпел существенных изменений. В качестве исключительного по сохранности образца московского барокко поставлен под охрану ЮНЕСКО и объявлен достоянием всего человечества.

 

Средневековье – это не только религия. В период средневековой культуры закладываются основы профессионального образования (время появления первых университетов), основы профессионального искусства. В числе последнего – театральное искусство, европейский театр. У истоков его стоит имя Шекспира.

 

Во времена жизни Шекспира театральное дело в Англии еще только налаживалось на постоянной основе. Первое театральное здание в Лондоне появилось в 1576 году. Оно так и называлось «Театр». Но славу Шекспиру принес не первый лондонский «Театр», а театр «Глобус», построенный в 1599 году. На сцене этого театра прошел проверку, апробацию весь репертуар шекспировских пьес, включавший 38 пьес, большая часть которых (две трети) прочно входят в репертуар мирового театра. В мировой табели о рангах Шекспир, безусловно, драматург номер один и по присутствию в репертуаре, и по проценту творческих удач.

 

Безусловно, самой великой трагедией Шекспира остается «Гамлет». Сам Гамлет - остается первым рефлектирующим героем мировой литературы, пережившим трагедию отчуждения и одиночества. Но чтобы понять Гамлета, его поражение как победу, необходимо погрузиться и в мир шекспировских комедий, прославляющих жизнь, любовь, красоту человека. Что мы и сделали, посмотрев комедию «Много шума из ничего». В ней удачно соединился талант Шекспира-драматурга с талантом Шекспира-поэта. И хотя нас с вами от героев Шекспира отделяет более чем 400 лет, в глубине души мы мало в чем изменились. Этим объясняется актуальность пьес Шекспира. Шекспира продолжают ставить, над его пьесами экспериментируют, а его герои остаются нашими современниками.

 

Именно на такой эксперимент решился молодой театр – Московский Губернский театр, начавший свое существование в 2013 году. Художественное направление своего театра он определил так: «Надо строить театр для людей. Мы научились играть людей, опустившихся на дно жизни, с вниманием относиться к маргинальному, порой интересуясь больше физиологией человека, нежели его душой. В Губернском театре нас будет интересовать другое: жизнь обыкновенного человека. Обыкновенное совсем не означает простое. Когда мы говорим об этом, мы подразумеваем те переживания человека, которые объединяют и богатого, и бедного. Мы строим театр, доступный для всех». Это относится и к постановке шекспировской комедии «Много шума из ничего». В постановке Московского Губернского театра Шекспир вновь становится нашим современником.

 

Своими драматургическими характерами великий английский драматург создал портрет человечества, повсеместный, непреходящий. За прошедшие с тех пор четыре столетия мы не так много смогли прибавить к этому групповому портрету. Остается с доверием повернуться к Шекспиру, всмотреться и узнать – сцены собственной жизни и самих себя, какими мы были в начале нашего Нового Времени и какими остаемся сегодня в XXI столетии! Получается, и от Средневековья мы не так уж далеко ушли… А погружение в Средневековье есть не только погружение в историю, но и погружение в свое время…